Цветная глина для лепки

До чего же интересно и увлекательно лепить из глины! Для такого захватывающего творческого занятия подойдёт всё, что мы привыкли называть «глиной»: натуральная природная глина не только приятна в работе, но и полезна для здоровья – этот материал богат микроэлементом кремнием и через кожу обогащает им организм.Содержание

  1. Природная цветная глина
  2. Как это делается?
  3. Полимерная цветная глина
  4. О цвете полимерной глины – маленькие секреты

Говорят, что благодаря «общению» с глиной, гончары не болеют суставными болезнями. А полимерная глина, хоть к глине природной почти не имеет никакого отношения, – это тоже фантастически интересный для творчества материал, обладающий почти безграничными возможностями.

Ему подвластна любая форма, фактура и, конечно же, одно из главных выразительных средств  цвет. Есть много способов окрасить готовое изделие, но лепить из цветной глины интересней, особенно детям. К тому же в некоторых случаях использование цветной глины гораздо целесообразнее, чем последующая работа с красками – например, при лепке миниатюр или цветов.

Цветная глина для лепки бывает разной: природная глина сама по себе имеет цвет, она может быть красной, голубой, белой или желтой, это происходит потому, что различные минералы, входящие в её состав, окрашивают её определённым образом. А после обжига глина приобретает иногда другой тон и оттенок – знать такие тонкости бывает очень полезно. Иногда в натуральную глину добавляют какие-либо красители – в продаже есть цветная глина в порошке, её цветовая линейка очень разнообразна.

А уж о полимерной глине и говорить нечего – её выпускает большое количество фирм, у каждой из которых достаточно большая палитра цветов. А ведь цвета ещё можно смешивать и получать таким образом новые оттенки и цветовые нюансы! Считается, что самый обычный человек способен различить несколько тысяч цветовых оттенков. А вот глаз специалиста — художника – может воспринимать до двадцати тысяч цветов.

Природная цветная глина

Как уже было сказано выше, натуральная природная глина может быть окрашена сама по себе — от природы, вот несколько примеров:

  • Красная глина

От природы она имеет коричневый, чуть с зеленоватым оттенком цвет, эту окраску ей придаёт оксид железа, которого в такой глине содержится достаточно много. А после обжига глина приобретает красный или белёсый цвет – это зависит от типа печи и температуры обжига.

  • Белая глина

Очень распространённый сорт глины, встречается практически во всём мире. Первоначальный её цвет – серый, а после обжига она становится беловатой или цвета слоновой кости.

  • Каменная масса для керамики

Когда она готова для работы, имеет очень тёмный цвет – коричневый, почти чётный. А вот после обжига приобретает цвет слоновой кости.

  • Глиняный состав для фарфора

Светло-серый во влажном виде, а готовое обожжённое изделие приобретает белый цвет.

В художественных мастерских и специализированных магазинах можно купить порошок цветной глины. В эту глину добавляются пигменты (красящие вещества), имеющие неорганическую природу. Условно их можно разделить на два вида: красящие вещества, полученные промышленным способом и оксиды.

  1. В первом случае пигменты получают в результате механической обработки естественных материалов. В итоге цветовая гамма красок оказывается максимально полной. С глиной красящее вещество смешивается в определённой пропорции – как правило, доля краски составляет от 5 до 20 процентов. От этого зависит оттенок полученной глины – более тёмный и насыщенный или более светлый и нежный.
  2. Оксиды — это природный материал, он встречается в составе различных горных пород. Для окрашивания глины его первоначально очищают, а затем распыляют. Чаще всего для этой цели используется оксид меди. В результате обжига, вернее, воздействия его окисляющей среды, он становится зелёным и, соответственно, окрашивает этим цветом глину. Оксид кобальта даёт голубой тон, так же как и оксид железа. Оксид магния дарит глине коричневый и пурпурный цвета, с оксидом хрома глина становится оливково-зеленой, а оксид никеля придаёт материалу серовато-зелёный цвет. Процент содержания оксидов в глиняной смеси невысок: 0,5-6%. Если оксидов будет больше, то глина начнёт плавиться при более низкой температуре, чем обычно. То есть, оксид в данном случае выступит в роли флюса – материала, который делает глину более легкоплавкой. В этой роли используют, например, полевые шпаты, мел, доломит, пегматит, и, конечно же, различные оксиды. Следует помнить об этом, дабы не испортить свою работу.

В большинстве профессиональных магазинов пигменты и красящие вещества, как для глины, так и для ангобов представлены в достаточно большом ассортименте. К слову, ангоб – это глиняное покрытие белого или любого другого цвета, которое наносят на готовое изделие с целью исправления дефектов или его окраски.

Как это делается?

Приготовление цветной массы для лепки – дело кропотливое и требующее пристального внимания, определённых знаний и навыков. Окрасить глину в какой-либо цвет можно двумя способами, они дают, конечно же, несколько разные результаты. Самый надёжный способ: добавлять в глину краску под давлением.

Именно так поступают на производстве. В таком случае глина окрашивается равномерно, и масса получается абсолютно однородной по цвету. Разумеется, такой вариант более совершенен.

Для домашних экспериментов подойдёт второй вариант – просто подмешивать в глину красящие вещества руками. Этот способ, конечно, не идеален и не слишком надёжен. Так как точный оттенок, который получится в результате, уже после обжига, угадать трудно. Зато таким образом окрашивать глину гораздо проще.

  1. Нужно взять кусок белой глины. Он должен быть заранее увлажнённым и небольшим по размеру – примерно 100гр.
  2. Затем нужно взвесить краситель. В зависимости от желаемой насыщенности цвета определяется количество красящего вещества. В процентном соотношении это должно быть 2-20% .
  3. Далее нужно смешать краситель с глиной, попутно придавая массе форму чашки.
  4. В процессе вымешивания может потребоваться дополнительное увлажнение глины. Делать это лучше всего с помощью резиновой груши – таким образом, исключается перенасыщенность глины влагой.
  5. Месить глину нужно до полного перемешивания глины и красителя, периодически необходимо перерезать массу проволокой, чтобы убедиться в её полной однородности. Вместо проволоки можно взять нож.
  6. Готовую глину разделить на кусочки и завернуть их в полиэтилен. Нелишним будет подписать каждый пакетик: дата, красящее вещество, его количество. Для получения образцов взять небольшие кусочки глины разных цветов, раскатать их и обжечь, создав собственную палитру цветов.

Полимерная цветная глина

С полимерной глиной всё гораздо проще. Существует несколько фирм, которые уже много лет специализируются на производстве полимерной глины. Эти торговые марки настолько известны знатокам и любителем такого вида творчества, что их названия давно стали уже нарицательными. В цветовой палитре каждой торговой марки насчитывается порядка десятка цветов. Прелесть полимерной глины состоит в том, что эти цвета легко смешиваются между собой, более того, глины разных фирм также прекрасно сочетаются друг с другом.

Для новичков: существует два типа полимерной глины, отличающиеся кардинальным образом. Глина, которую нужно запекать и самозатвердевающая глина она становится твёрдой при комнатной температуре. Разумеется, столь разные по сути своей материалы смешивать нельзя.

Для того чтобы получить желаемый оттенок, производители выпускают очень удобное приспособление — специальную цветовую линейку. Она представляет собой пластмассовую пластину с девятью круглыми отверстиями, которые различаются своим диаметром. Эти отверстия обозначены буквами и каждое из них предназначено для кусочка глины строго определённой величины. На цветовой диаграмме линейки наглядно продемонстрировано, сколько глины нужно взять и какого именно цвета, чтобы получился нужный оттенок.

О цвете полимерной глины – маленькие секреты

Цвет и его сочетания – это едва ли не самое важное выразительное средство в любом искусстве, это индивидуальность и вкус художника, это эмоциональное впечатление от готового произведения. Поэтому выбору, а иногда и созданию нужного оттенка, мастера посвящают много времени и сил. Существует ряд специальных техник, да и просто нюансов для получения необходимого цветового эффекта при лепке из полимерной глины.

  • Самое первое: белый цвет является базовым. Его должно быть в запасе больше всего. В сочетании с цветной глиной получаются нежные и естественные оттенки, что очень актуально при лепке, например, цветов.
  • Для получения лёгких оттенков можно в белую глину примешивать акриловую краску. Ею же хорошо тонировать лепестки цветов, когда они уже готовы.
  • Красная глина немного темнеет при высыхании, нужно это помнить. Поможет сохранить первозданный цвет опять-таки акриловая краска.
  • А вот при работе с холодным фарфором в этих же целях лучше пользоваться масляными красками – их можно изначально замешивать в глину или покрывать уже высушенные изделия.

Интересные результаты даёт смешивание разных цветов глины. Кажется, что ничего сложного в этом нет, но существуют определённые способы смешивания, которые дают разные результаты. Это может быть интересно при лепке бусин. Различают несколько техник смешивания цветов.

  • Плавный переход цвета получится, если смешать разные цвета глины в разных пропорциях. Особенно изысканно получится, если выбранные цвета будут не контрастными, а оттенками одного цвета, скажем, от нежно-голубого до насыщенного синего. Впрочем, всё зависит от самой работы и идеи мастера.
  • Колбасная техника – способ лепки из разноцветного пластика с таким забавным названием очень популярен и любим рукодельницами. Суть его состоит в том, что из кусков глины разных цветов, выложенных слоями, нужно скатать рулет. После чего разрезать его на кусочки. На срезе получится интересный и необычный рисунок. С опытом придёт способность делать сложные многоцветные узоры.
  • С помощью акварельной техники можно получить плавный переход цвета. Для этого нужно раскатать три кусочка полимерной глины – чёрный, белый и цветной. Полученные листы нужно наложить друг на друга и немного прикатать. Через некоторое время пластику разрывают руками на небольшие кусочки и облепляют ими заготовки будущих бусин.

Разумеется, это лишь малая часть приёмов лепки из цветной полимерной глины. Существует большое количество способов и техник лепки из пластика, к тому же у каждого мастера есть свои любимые и авторские приёмы. При достаточном опыте и сноровке фантазия обязательно подскажет какие-то неизвестные, смелые и неожиданные нюансы!

Комментарии: